Главная Новости Без рубрики Прерванная жизнь (часть 1)

Прерванная жизнь (часть 1)

Православные психолог и историк из Санкт-Петербурга — Мария Паршина и Анастасия Павлова предложили грустную тему – об абортах, какое влияние неродившиеся дети оказывают на нас, появившихся на свет после аборта, как мы переживаем аборты среди членов нашей семьи.

Немного истории абортов в мире и нашей стране в разное время, Анастасия Павлова:

— Мы часто слышим о том, что аборт — это дело и решение матери. Это не так. Искусственно прерванная жизнь остаётся шрамом на сердце каждого члена семьи, в том числе и детей, рождённых после аборта. Я знаю, что между мной и сестрой есть неродившиеся братья или сёстры. У меня осознание, что у нас в семье есть еще люди. Я могу за них молиться. Для меня это стал разговор с Богом, появились вопросы, что в этой ситуации делать. Это не мой грех, но я являюсь частью семьи и те нерождённые дети – тоже часть нашей семьи. Я знаю, что в нашем роду делали аборты. Хотя мама была некрещёной, когда делала аборт, всё равно болезненно это осознавала, бабушка переживала и страдала. В нашей семье вера не передавалась от одного поколения другому, крещение и воцерковление произошло у нас в одно время. Родственники делали всё, чтобы замолить грех: покаялись, исповедовались, помогали в домах малютки, в детских хосписах.

Аборты делались и в Древнем мире, и в Средневековье, и до революции в нашей стране, но это не так было распространено, как в 20 веке. К тому же раньше о такой процедуре говорили, сокрушаясь, а в современном мире аборт приравнивают к обычной операции. Никто не осуждает наших бабушек и мам, хочется разобраться, как получалось, что наши женщины становились заложницами ситуации. Если берём дореволюционную историю, то слово «аборт» тогда не звучало. Вместо латинского «абортус» – выкидыш, говорили «избавление от дитя». Было много народных средств для этого – от поднятия тяжестей и прыжков до горячих ванн с определёнными травами до хирургических манипуляций местных «лекарей». Аборты были запрещены в дореволюционной России. Врачей наказывали за убийства младенцев в утробе, операции делались тайным образом.

В ноябре 1920 г. мы стали первой страной, где были легализованы аборты. Решение было вызвано разными причинами. Много семей из деревень переехало в города. После революции женщины стали наравне с мужчинами, они принимали участие в жизни страны – служили комиссарами, трудились на фабриках, управляли страной. Такая неудобная функция, как деторождение и уход за малышом, могла вывести женщину из строя. К тому же в обществе многое, что было ранее запрещено, стало открытым – например, сожительство, проживание мужчины и женщины без регистрации брака.

Позже, поняв, что рождаемость резко падает, что страна потеряла много мужчин за время первой мировой войны, а также, что государство находится в полувоенном положении, в 1926 г. правительство принимает некоторые ограничения на аборты. В частности, было запрещено прерывание первой беременности, а также нежелательны аборты не по медицинским показаниям.

А через 10 лет при И. В. Сталине был введён запрет на аборты. Генсек понимал, что нужны меры для повышения рождаемости, так как была нестабильная военная обстановка, кроме того, была убыль населения из-за абортов, начинающихся репрессий. В стране появлялись такие плакаты, изображавшие счастливую маму и ребёнка в лучах солнца, с надписью: «А я могла бы сделать аборт». Пошла популяризация семьи, много говорилось о материнском счастье. Были и юридические санкции: за проведение аборта врачу грозило наказание до пяти лет уголовной ответственности, а пациентке – выговор на работе, при повторной операции – штраф 300 руб. Официальная статистика абортов сократилась, но заложенная в 1920 г. установка – женщина в первую очередь служит обществу, осталась. Конечно, соотечественница могла быть матерью, но важнее всего – долг перед страной. Аборты ушли в подполье. Врачи, боясь наказания, не брались за операцию, а прерывание делали люди, которые не имели отношения к медицине. В связи с этим было два страшных явления в те годы. С осложнениями при подпольном аборте (кровопотеря, например) женщина не обращалась в больницу за помощью. Она боялась, что из медучреждения отправят справку на работу, и за нелегальный аборт она получит выговор. Как ей было больно и физически, и душевно, и она максимально старалась это скрыть. Другое страшное явление было менее распространённым и встречалось в определённой прослойке общества: женщина рожала и убивала своего младенца.

Когда наступила Великая Отечественная война, проблема абортов ушла сама по себе. Несмотря на то, что государство провозглашало ценность семьи, материнства, запрещало аборты, тем не менее, после войны прерывание беременности всё равно было. Аборты были связаны с экономическими и материальными условиями. Порой женщины, оставшись после войны без мужа, одни поднимали детей. У них не было уверенности, что они смогут выжить. Эти слова не в оправдание абортов. Я пересказываю то, что говорили наши бабушки. К тому же в обществе считалось, что, родив одного-двух малышей, женщина уже себя реализовала как мать.

Обратимся опять к плакатам, фотографиям из журналов и газет тех лет. Как изображалась обычная советская семья — мама, папа и один-два ребёнка. Ещё вспомните своё детство: как в вашем классе относились к ребятам из многодетных семей, и много ли их было?
В июле 1955 г. в Женеве прошла встреча лидеров западных стран и СССР. С нашей стороны был Н. С. Хрущёв. Советскому союзу были выдвинуты определённые условия для снижения накала холодной войны. Среди главных требований: сокращение вооружённых сил, осуждение деятельности Сталина и снятие запрета на аборты. Мы легализовали процедуру прерывания беременности в 1955 г. Примечательный факт: страны, которые требовали от нас дать право выбора женщинам, сами не торопились с легализацией абортов. Так, в Англии подобные процедуры были разрешены в 1967 г, в США – в 1973, а во Франции (эта страна ассоциируется со свободными нравами, раскрепощённостью в отношениях) – только в 1979 г. Статистика абортов в СССР была долгие годы засекречена. Позже, в начале 90-х Госкомстат открыл некоторые цифры: в 1964 г. было зафиксировано самое большое количество абортов – 5,6 млн. или 160 абортов на 1000 женщин. Это рекордное число не только в Советском союзе, но и во всём мире.

В 80-е годы у нас число абортов снизилось, потому что улучшилась жилищная ситуация, наступила стабильность в стране. Тем не менее, по официальным данным в 80-ые ежегодно совершалось около 4 млн. абортов, а по неофициальной — до 9 млн.

С 1960 по 2008 г. совершено 185 млн. абортов. Это в несколько раз больше, чем погибло во время Великой Отечественной войны! Высказываются по этой теме разные специалисты — экономисты, врачи. Они объясняют огромное число абортов плохими нестабильными условиями. Например, в сталинские времена многие люди жили в бараках, это даже не коммунальные квартиры, при Хрущёве соотечественники стали получать однокомнатные или двухкомнатные квартиры, в которых многодетную семью разместить трудно. Можно возразить: насколько лучше условия были в дореволюционной России, а тогда рожали по 9-12 детей, особенно в деревнях? Но мне кажется, ответ надо искать в другом. Не в материальных условиях, а в том, что было в голове и в сердце. Те установки, заложенные в 1920 г, сохранились в людях несмотря на то, что их заменили на другие. Например, с 1930-х годов говорили, что женщина должна быть не только матерью, но и полноценным членом общества. Правда, такой она может быть только тогда, когда она работает и приносит пользу государству. Вспомните фильмы советского времени – героини обязательно работают на заводе, руководят отделом, являются комсоргом или парторгом, а роды и воспитание детей – это на втором плане. До революции же девушки с детства знали, что самое главное предназначение женщины быть матерью, перед ними был всегда образ Пресвятой Богородицы.

При этом ошибаются, когда говорят, что до революции женщины не работали. Работали и немало, я читаю лекции по теме женщины-предпринимательницы и могу сказать, что представительницы прекрасной половины, начиная с 18 века, делали ничуть не меньше мужчин в экономическом плане. Это было и среди дворянок, но при этом, повторюсь, на первое место выдвигалась роль матери, жены. Если уйти из экономики и вернуться к душам бабушек и мам, то видим, что им с детства говорилось, что они должны послужить обществу – своими способностями, силами, но не как матери. Исторические предпосылки живут внутри каждой из нас. Несмотря на то, что мы возвращаемся к вере, Церкви, тема выбора встаёт (не только об аборте) – быть в семье или реализоваться как самостоятельная личность. Эти корни глубокие, это то, чему нас приучали в течение 100 лет.

Александра Грипас — писатель, журналист.

Продолжение следует…

, , , , , , ,